Кривошипно-шатунный механизм — это сложный механизм, преобразующий возвратно-поступательные движения поршня во вращательные коленвала.
Коленвал входит в коробку передач, из которой выходит карданный вал (если привод автомобиля задний) или два вала (если привод передний), они уже непосредственно вращают колеса.
Кривошипно-шатунный механизм присутствует как в бензиновых, так и в дизельных моторах.
История возникновения кривошипно-шатунного механизма
КШМ был разработан еще в 18-м веке и устанавливался на паровые машины, прессы, швейные машины и т.д. С появлением двигателей внутреннего сгорания начался новый виток развития кривошипно-шатунного механизма.
Конструкция кривошипно-шатунного механизма
Из чего состоит кривошипно-шатунный механизм:
— коленвал
— кривошип
— шатун
— поршень
Коленвал через опорные шейки крепится к блоку цилиндров, а «коленами» (кривошипами) к шатуну.
Кривошип имеет свою длину (радиус кривошипа), в зависимости от необходимого хода поршня.
У рядных моторов к каждой шейке крепится один шатун поршня, у V-образны к каждой шейке по два шатуна. Благодаря этому V-образные моторы более компактные. Грубо говоря коленвал и кривошип — это одно и то же.
Шатун — это деталь, соединяющая поршень с шейкой коленвала.
Поршень крепится к шатуну через палец и представляет из себя цилиндрическую металлическую деталь.
Принцип работы кривошипно-шатунного механизма
В камеру сгорания поступает топливная смесь, где она воспламеняется от давления или свечи зажигания. Под воздействием расширяющегося газа поршень «уходит» вниз, и толкая шейку коленвала через шатун. При этом коленвал начинает вращаться. Передавая усилие на коробку передач, валы и колеса.