Амортизатор — это элемент подвески, главной задачей которого является гашение раскачиваний и ударов, возникающих при движении автомобиля по неровностям. Кстати, энергия от раскачивания переходит в тепло.
Конструкция подвески в общих чертах устроена так: рычаги крепятся к ступице через шаровые опоры, к ступице крепится пружина и амортизатор. Пружина гасит основную часть энергии, удерживает кузов на заданной высоте и т.д., но пружина не может быстро перестать сжиматься\растягиваться, без амортизатора автомобиль будет раскачиваться, как по волнам. И именно амортизатор гасит эти колебания.
Типы амортизаторов:
— масляные
— газово-масляные
— газовые
— электромагнитные
Обычный масляный амортизатор состоит из корпуса, цилиндра, клапана на сжатие, поршня, клапана на отбой, масла, штока и пыльника. И при работе, грубо говоря, масло перетекает через клапана то в верхнюю часть амортизатора, то в нижнюю, и именно это перетекание гасит энергию колебания пружины. При этом масло нагревается и может вспениваться.
Газово-масляные амортизаторы конструктивно практически не отличаются от обычных масляных, в них просто небольшое количество воздуха заменено на азот. Азот немного более «эластичный» и смягчает удары более эффективно, тем самым уменьшая нагрузку на масло, и оно меньше нагревается.
Газовые амортизаторы уже имеют и конструктивные отличия от газово-масляных и газовых. Дело в том, что в них масло не контактирует с газом, они находятся в разных резервуарах. Т.е. колебания гасит и газ под давлением и поршень, который ходит в масле. Тем самым нагрев масла минимален.
Самыми современные это электромагнитные. Принцип их работы такой: в масле присутствуют металлические частицы. Под воздействием электро-магнитного поля они как бы фиксируются на своих местах и мешают увеличивают вязкость масла, тем самым предотвращая колебания. Процессом намагничивания управляет электроника и в зависимости от дорожных условий может делать амортизатор более «мягким» или «жестким». Стоимость таких амортизаторов высока.
Проверка работоспособности амортизаторов:
Выходим из машины и начинаем надавливать на каждый угол кузова по очереди. Т.е. надо постараться раскачать кузов в вертикальной плоскости. при этом, если амортизаторы исправны, то кузов будет очень быстро восстанавливать свое стандартное положение. А если кузов будет более двух раз ходить вверх/вниз, то амортизаторы стоит заменить. Так же на штоке не должно быть подтеков масла или следов коррозии или повреждений. Пыльники так же должны быть целые.
При неисправном амортизаторе может неправильно работать системы ABS, курсовой устойчивости и т.д.
При эксплуатации автомобиля в сложных дорожных условиях придется чаще менять элементы подвески, включая амортизаторы. В сильные морозы не стоит сразу быстро ехать по разбитой дороге, следует сначала медленно проехать, что бы масло в амортизаторе прогрелось. В противном случае его просто заклинит.